ХУАН БОСКАН АЛЬМОГАВЕР. РЕНЕССАНСНЫЕ ИДЕИ И ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ | Bomond Invest - Magazine - Real Estate - Consultancy - Rent a car

ХУАН БОСКАН АЛЬМОГАВЕР. РЕНЕССАНСНЫЕ ИДЕИ И ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ

Испания подарила миру немало “королей поэтов”, среди которых далеко не
последнее место занимает Хуан Боскан Альмогавер. Первой строкой одного из
самых знаменитых своих стихотворений испанский поэт-новатор определяет всё
своё творчество: “Я жив ещё, хоть жить уже невмочь”. Том сочинений автора был
опубликован после его смерти – этот факт может служить одной из причин, по
которой красной нитью проходит тема трагичности существования через все
стихотворения поэта. Каков же был герой и его творчество, о котором нам так
мало известно?

Дворянин, реформатор и воин

Хуан Боскан Альмогавер родился в конце XV века в Барселоне. Знатное
происхождение не стало основой для счастливого детства: мальчик в возрасте до
пяти лет потерял отца. Получив качественное образование, уважаемые обществом
награды, Хуан служил при дворе Католических королей, а затем и при дворе
императора Карлоса I, будучи совсем юным. Через несколько лет ему было
поручено стать наставником герцога Альбы, в роли которого он пробыл до самой
смерти. При дворе завязал дружеские отношения с Диего Уртадо де Мендосой,
проводником итальянского влияния в испанской литературе XVI века. Их
дружеские послания друг другу впоследствии стали выдающимися поэтическими
памятниками. Военная служба не обошла образованного писателя, происходившего
из старинного дворянского рода: Боскан воевал с турками сначала на острове
Родос, а через пару лет – в Вене. Во время службы испанским послом в Италии
Хуан подружился с Гарсиласо де ла Вегой, чьё творчество обеспечило победу
новой “итальянской школы”. Несмотря на “дела государственные”, немалый вклад
внёс Хуан Боскан в поэзию испанского Возрождения, по праву нарекаясь одним из
основателей “итальянской школы”.

Реформа испанской лирики

С самого начала литературного пути ориентиром для Боскана была поэзия
каталонца Аузиаса Марка. Хуан Боскан и его друзья Диего Уртадо де Мендоса и
Гарсиласо де ла Вега считали себя учениками Марки. Аузиас Марк сумел порвать с
риторической традицией провансальских трубадуров, внеся интимное лирическое
начало в стихи о любви, вере и смерти. Когда Боскан служил при императорском
дворе, он обратился к итальянской лирике и традициям Петрарки. Вместе со
своими знаменитыми товарищами одержал победу “итальянской школы” в
испанской поэзии. Он обогатил поэзию своей страны десятисложным стихом,
одиннадцатисложным стихом, разработанными формами сонета, терцины и т.д.
Манифест итальянского направления, опубликованный Босканом в виде послания
к герцогине де Сома, стал знаменем испанского Возрождения. Боскан, помимо
“итальянского” вклада, разработал тему поэтической разработки античных
сюжетов в поэме “Геро и Леандр”. “Противником” космополитизма Боскана был
Кристобаль де Кастильехо, придерживавшийся традиционалистской школы и
народных форм песенной лирики. Хуан Боскан также перевёл книгу диалогов
Бальдассаре Кастильоне “О придворном”, готовил том сочинений Гарсиласо.
Завершила работу над выпуском сочинений де ла Веги вдова Боскана, знатная
валенсианска Ана Хирон де Ребольедо, выпустив также том сочинений своего
мужа.

Варвара ВЛАДИМИРОВА